Как раввина на машине фельдмаршала Третьего рейха спасли
ЧАСТО РАВВИН ЗАКАНЧИВАЛ ОБЩЕНИЕ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ В ПЯТЬ УТРА, А ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ НАЧИНАЛСЯ НОВЫЙ ДЕНЬ
История началась в древнем украинском городке Белз, известном еще со средневековья как центр Белзского княжества. Сейчас это небольшой городок на Львовщине, что находится неподалеку от украинско-польской границы. Уже во времена Австро-Венгерской империи в XVIII-ХIХ веках этот город был одним из крупнейших центров хасидизма, мистического ответвления иудаизма, на территории империи. Одной из самых известных династий белзских раввинов была династия Рокеах.
19 декабря 1880 года в семье третьего белзского раввина Исахара Рокеаха родился сын. Ребенка решили назвать в честь его дедушки по материнской линии — Аарона Тверского из Чернобыля Киевской области. Детство и юность Аарона проходили в родительском доме, где он проявил большой интерес к обучению, а больше всего — к изучению Торы. Молодой человек настолько увлекся религией, что с раннего возраста начал вести аскетический образ жизни. Отказ от большинства бытовых благ и пост неблагоприятно отразились на здоровье Аарона, которое и без того было непрочным. Стараниями отца Аарона не раз отправляли на лечение, но оно не дало результата.
Отец Аарона Исахар умер в октябре 1926 года, после чего сын занял его место и стал четвертым белзским раввином. Династию Рокеах недаром называли «волшебниками»: мудрые советы раввинов, а нередко и предсказания будущего удивляли не только евреев. Ярким представителем рода мудрых «раввинов-волшебников» стал и Аарон Рокеах. К нему съезжались люди со всей Европы. Часто раввин заканчивал общение с посетителями в пять утра, а через несколько часов начинался новый день. Известно, что не только евреи спешили на разговор с мудрым раввином. Нередко его посещали представители известных княжеских и королевских династий Европы.
Однако мирное время для Польши, в состав которой тогда входил Белз, постепенно заканчивалось. На горизонте замаячил призрак новой мировой войны. Слухи о страшной судьбе и убийствах евреев в Германии, Австрии и Чехии доходили до Польши, хотя казались еще очень далекими и непонятными.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а 17 сентября того же года агрессию против нее совершил Советский Союз. Так началась Вторая мировая война. Белз, как и много других западно-украинских городов, согласно германо-советскому договору отошел Германии. Для сотен тысяч польских евреев, оказавшихся под нацистской оккупацией, это означало начало жестоких преследований. Многие евреи искали спасение, переселяясь в СССР. Среди них был и раввин Аарон Рокеах, который осенью 1939 года переехал из Белза в небольшой галицкий городок на Львовщине — Перемышляны.
Одну из встреч с раввином описывает в своих воспоминаниях еврейка из Перемышлян Фаина Ляхер, которая приняла христианскую веру и получила имя Анна, а впоследствии стала монахиней Студийского устава Украинской греко-католической церкви — сестрой Марией. Впервые Фаина увидела раввина Рокеаха, когда пришла к нему вместе с отцом, который хотел посоветоваться по поводу судебного дела против него. Он был владельцем магазина-кондитерской и случайно не отдал сдачу — две копейки — одному красноармейцу, за что его должны были судить.
«Это был домик, страшно убогий. Стояла свеча или лампа на столе, умывальник страшно беден, и он сидел над книгой. Такого был низкого роста, что как встал, то еле его из-за стола было видно». Отец Фаины — Габриель Ляхер — рассказал суть своих проблем и получил от Рокеаха совет. «А ты здесь имеешь кого-то на кладбище?». — «У меня здесь родители». — «Ну возьми своих детей, зажгите свечи на их могиле и попросите их, чтобы они заступились за тебя, — тебе ничего не случится». Мы пошли на кладбище. Сделали так, как советовал раввин. Два раза был суд, два раза украинские адвокаты отца обороняли, и с отцом ничего не случилось».
Такими советами раввин помог не одному жителю Перемышлян.
СПАСЕНИЕ «РЕБЕНКА» ИЗ ГОРЯЩЕЙ СИНАГОГИ
В Перемышлянах раввина Рокеаха ждало знакомство с местным греко-католическим священником Емельяном Ковчем, которое сыграло важную роль в его жизни.
Настоятель Перемышлян Емельян Ковч был на четыре года моложе раввина Рокеаха и также происходил из семьи служителей культа: его отец, дядя и дедушка были священниками. После учебы в Риме в 1911 году Ковч был рукоположен в сан греко-католического священника и начал свою пастырскую работу. Первая мировая война и война украинцев с поляками за независимость (Емельян Ковч был капелланом Украинской Галицкой Армии) оставили след на его вспаханном морщинами лице. Несколько пленений, как польских, так и советских, угроза расстрела и тиф сказались на здоровье священника, но не на его духе. Приближался 1941 год, и отец, по удачному выражению исследовательницы Холокоста на территории Украины Жанны Ковбы, в очередной раз сможет проявить свою «человечность в бездне ада».
22 июня 1941 года началась германо-советская война. Вермахт — вооруженные силы нацистской Германии — молниеносно захватывал один за другим населенные пункты Западной Украины, в то время как Красная Армия беспорядочно отступала. Вторжение немецких войск сменило один оккупационный режим на другой, а вместе с ним на территорию Украины приходила безжалостная машина нацистского террора.
Среди других командиров вермахта в захваченные галицкие города победно въезжал на своем итальянском элегантном авто марки Fiat один из самых преданных и убежденных нацистов в немецком военном командовании — генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау. Он участвовал во взятии Киева и Харькова, а погиб, разбившись на самолете под Львовом.
Но для нашей истории более интересным является упомянутый Fiat генерал-фельдмаршала. Член Организации Украинских Националистов А. Хорват в своих воспоминаниях рассказывает об этом элегантном авто:
«Стоит отметить, что это была странная машина. Передо мной этой машиной владели два человека: первый из них, как мне кажется, — полноправный владелец машины — рейхсмаршал фон Рейхенау. Впоследствии эта машина, классический итальянский «фиат», поломалась и была оставлена у моего родного города. После того как немецкая армия пошла вперед на восток и на местах была установлена местная администрация, я взял эту машину, отремонтировал, перекрасил ее и предложил местной немецкой Ортскомендатуре (немецкий орган военного управления на оккупированных территориях. — «ГОРДОН») для использования в их нуждах. Последние были настолько увлечены своими победами, что без вопросов передали эту машину в собственность местной общины».
Таким образом в местной сети ОУН появился хороший транспорт. Но об этом чуть позже...
Шел 1941 год. Немецкие войска победно шагали по Украине. Известной практикой нацистов стало использование айнзацгрупп, которые входили в города следом за частями вермахта. Их задачей был массовый террор местного населения, в первую очередь еврейского.
В конце лета айнзацгруппа СС въехала в Перемышляны. Они окружили еврейский квартал и подожгли синагогу. К отцу Ковчу прибежали несколько местных жителей и сообщили, что эсэсовцы согнали и закрыли в синагоге много евреев, а само здание уже горит. Священник без раздумий бросился на помощь. Вместе с ним был его сын Мирон. Из воспоминаний очевидцев нам известно, что отец, подбежав к синагоге, велел эсэсовцам допустить его к горящему зданию. Он прекрасно владел немецким. Пользуясь временной растерянностью захватчиков, Ковч открыл дверь в синагогу, откуда начали выбегать люди. Зайдя внутрь, отец увидел у входа маленькое тело, которое подхватил на руки и вынес из огня. Только впоследствии отец узнает, что этим спасенным «ребенком» был раввин Аарон Рокеах.
В тот день один слуга Божий спас другого, демонстрируя свое достоинство и мужество перед лицом нелюдей. К сожалению, не всем удалось выбраться из синагоги. Среди погибших было найдено тело единственного сына Аарона Рокеаха — Моше. С его смертью прервалась прямая династическая линия белзских раввинов Рокеах. Нынешний раввин — сын двоюродного брата Аарона — Исахар Рокеах.
Однако нацистские спецслужбы не оставляли идею арестовать или ликвидировать известного белзского раввина. По свидетельствам современников, он находился в списке приоритетных дел СД. Дальнейшей судьбой Аарона Рокеаха начал заниматься бургомистр Перемышлян Михаил Шкильняк, который в период с 1917 по 1920 год был сотрудником Министерства торговли и промысла, а также Министерства иностранных дел Украинской Народной Республики.
«В такой ситуации пришла ко мне делегация от имени раввина и целого еврейского населения. Просили спасти жизнь одного только раввина, потому что его семья разделит уже, наверное, судьбу других евреев. Поразмыслив, сказал я делегации, что этого сделать не могу, потому что сами знают, какие последствия были бы для меня, если бы оказалось, что спрятал раввина; в то же время сказал, что я очень сочувствую трагическому положению еврейского населения и самому раввину. Другого ответа я и не мог дать, учитывая важность и секретность дела. Но меня начала мучить мысль, не попробовать ли спасти раввина, несмотря на большой риск для меня и моей семьи. Переходя по улице, я заметил пустой одноэтажный дом с мансардой, жителей которого переселили в гетто. Показалось мне, что мансарда была бы подходящим укрытием для раввина», — вспоминал Шкильняк.
Бургомистр выполнил свой замысел, и ему удавалось скрывать раввина определенное время. Однако это все еще не было безопасно для них обоих. Нужно было искать другой выход из ситуации. И такой выход нашелся. Раввина Аарона Рокеаха ожидало самое длинное путешествие в его жизни.
В конце августа 1942 года Шкильняка на элегантном авто посетил неизвестный полковник Министерства обороны Венгрии, в некоторых источниках он упоминается как сотрудник контрразведки. В частной беседе полковник просил бургомистра устроить ему встречу с раввином Рокеахом, так как может его спасти. Расценив это как провокацию, Шкильняк сообщил полковнику, что каких-либо контактов с раввином не поддерживает и не знает, где он.
ОУН РАЗРАБОТАЛА ОПЕРАЦИЮ ПО СПАСЕНИЮ РАВВИНА
При следующей встрече с Рокеахом бургомистр застал его в хорошем настроении. Раввин угощал его редкими в то время хорошими продуктами и настоящим токайским вином, которые ему передал неизвестный полковник, а также сообщил, что скоро дело его спасения будет решено. Тогда Шкильняк еще не знал, что ОУН разработала операцию по спасению известного белзского раввина. А. Хорват зафиксировал это в своих воспоминаниях:
«Осенью этого же года мой друг пришел вечером и прошептал мне: «Немцы разыскивают раввина из Белза. Мы должны помочь нашим еврейским друзьям и вывезти его отсюда; но у нас есть только одна машина — твоя...». Таким образом, раввина вывезли на машине фон Рейхенау куда-то на венгерскую границу. Я надеюсь, что оттуда он успешно выбрался, так как о его судьбе я больше ничего не слышал».
Операция была спланирована очень четко, вероятно, с участием Романа Ковча, сына отца Емельяна, который был близким другом А. Хорвата. Вечером двое оуновцев, переодетых в форму немецких офицеров, подъехали к дому раввина и вывезли его из Перемышлян на известном авто фон Рейхенау.
Аарон Рокеах будет находиться некоторое время в лагере возле Бохни на территории Польши, откуда переберется в Венгрию, а оттуда через девять месяцев — в Турцию, Ливан и наконец в феврале 1944 года — в Палестину. Здесь он получит известие об окончании Второй мировой войны, а также дождется провозглашения государства Израиль в 1949 году.
Четвертый раввин — Аарон Рокеах — восстановит белзский хасидский центр в Израиле и проживет до 1957 года. По некоторым свидетельствам, он вернулся в СССР после войны, чтобы найти своих спасителей, однако уже никого не застал.
Бургомистр Перемышлян Михаил Шкильняк в 1945 году эмигрирует в Германию, а оттуда в Канаду, где проживет в Торонто до 1972 года.
Отец Емельян Ковч будет арестован гестапо в 1943 году. Основным обвинением для отца станет его помощь евреям. Священника отправят в концентрационный лагерь Майданек, где 25 марта 1944-го он умрет и будет сожжен в крематории.
В сентябре 1999 года Еврейский Совет Украины присвоит отцу Емельяну Ковчу звание «Праведник Украины», а 5 мая 2011 года Еврейская федерация Виннипега присвоит ему звание «Праведник нации».
В 2001 году во время пастырского визита в Украину Папа Иоанн Павел II провозгласит отца Емельяна Ковча блаженным священномучеником.
Сегодня в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма еврейского народа «Яд Вашем» находится на рассмотрении дело о присвоении отцу Ковчу звания «Праведника народов мира», однако уже несколько лет Комиссия откладывает принятие решения.
P. S. В статье использованы материалы из Института истории церкви Украинского католического университета, Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины и архива автора.

Исполнитель роли Сергея Скворцова в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики: Владимир ТАЛАШКО: «Больше всего я люблю украинское кино за то, что в нем был и остается Леонид Быков, поэтому исчезновение памятника ему на Байковом кладбище воспринял как плевок в лицо нашей культуре»
Робертино ЛОРЕТИ: «Анатолий Соловьяненко — фантастический тенор из Украины — был моим близким другом и часто гостил у меня в Риме. Он хорошо меня знал — и как певца, и как повара...»
Внучка близкой подруги Ирины ХОРОШУНОВОЙ, которая всю гитлеровскую оккупацию Киева вела дневник, Наталья ГОЗУЛОВА: «Смерть отца стала для Ирины сильным ударом — у него случился приступ эпилепсии, и это событие сделало Хорошунову одинокой. Она отказалась от отношений с мужчинами — боялась родить ребенка, потому что эпилепсия могла передаться по наследству»
Украинская певица Мила НИТИЧ: «Впервые в жизни я сняла боксерские перчатки и не рассматриваю отношения с мужчиной как поле боя»
Как раввина на машине фельдмаршала Третьего рейха спасли
«Свой — чужой»
Мустафа ДЖЕМИЛЕВ: «Несмотря на долгие годы тюрем, преследований и страданий, мы, диссиденты, самыми свободными были людьми, позволяли себе говорить и писать все, что правильным и нужным считали, — такая роскошь даже у привилегированной кремлевской камарильи отсутствовала. Правда, свобода эта весьма дорогой оказалась — как говорится, не каждому по карману, но мы смогли заплатить за нее достойно, а что может быть в жизни дороже свободы?»
Неправильный спикер, или Самоуправство Андрея Парубия
Концерт песен Александра Вертинского
Творческий вечер Дины Рубиной
Фестиваль песен Окуджавы «Поле Чудес»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги